1. Бездельник Штирлиц
По сюжету фильма в РСХА работы выше крыши, все трудятся без сна по несколько суток, каждый мечтает выспаться хотя бы пару часов. На фоне всего этого Штирлиц смотрится этаким бездельником.
Отдыхает у себя в загородном доме, постоянно торчит в баре, где пьет коньяк и читает свежие газеты. Играет в шахматы и запросто приглашает женщин к себе домой. Дома развлекается: употребляет спиртные напитки и танцует с дамами под музыку. В общем оттягивается по полной программе, пока товарищи по оружию буквально засыпают на ходу от усталости.
Правда, Штирлиц по ходу фильма пару раз выражает недовольство, мол времени никуда не хватает, а глаза красные от того, что мучается бессонницей.
А вот это, уже ни в какие ворота не лезет: когда Штирлиц увидел в коридоре чемодан с рацией, он тут же заходит в кабинет Рольфа, под предлогом попросить снотворного. Голос Капеляна за кадром:
"Если кто-то спросит у Рольфа, зачем к нему заходил Штирлиц, то тот ответит, что он заходил за снотворным".
Самая бредовая отмазка, какую только мог придумать Штирлиц. Какая бессонница? Все валятся с ног и без снотворного проспали бы пару суток.
2. Бесполезная встреча с женой
Штирлиц будучи штандартенфюрером СС (аналог звания нашего полковника), почему-то оставался холостяком. Хотя все офицеры, тем более СС, были обязаны к 30 годам обзавестись семьей и иметь кучу детишек. Штирлиц же, занимая такой высокий пост, просто компрометировал себя в глазах товарищей, оставаясь единственным в СС холостяком. Штирлиц "сгорел" бы только на этом.
В романтической сцене встречи Штирлица с женой в 1935 году, они 10 минут сидят и смотрят друг на друга на глазах у посетителей бара. Хотя он запросто мог уединиться с ней в любой гостинице или даже увезти ее к себе домой на несколько дней, в то время он вне каких-либо подозрений. В конце концов привозил же он к себе немецких фрау из бара и ничего.
Опять же, почему Центр по легенде не обеспечил его, хотя бы формальной женой, а лучше - женой-разведчицей. Ведь та же радистка Кэт жила с мужем разведчиком и даже забеременела от него.
Все это, конечно, знал Юлиан Семенов, но это, видимо никак не входило в нравственный образ советского разведчика. Пусть живет холостяком, а не с какой-нибудь фрау и сворой детишек из "гитлерюгенд".
3. Киноляпы.
Их на самом деле очень много в фильме. Например, все товарищи из РСХА носят костюмы сшитые по моде 70-х годов.
А помните фломастер Штирлица? Им он записывал шифровки радиограмм из Центра и им же рисовал карикатуры на нацистских бонз Бормана, Геббельса, Гиммлера и Геринга. В то время фломастеров еще и в помине не было.
Когда Штирлиц везет пастора Шлага для его перехода через Альпы. Они в машине слушают по радио песню Эдит Пиаф "Я не жалею ни о чем". Пастор тогда еще возмущается, и правильно делает, ведь она будет написана только через 15 лет!
В кабинете Мюллера на стене висят советские часы "Слава" образца 1970 года, а Штирлиц умудряется поехать на встречу с Борманом в затемненных очках в пластмассовой оправе производства СССР по моде 70-х...
4. Штирлиц дилетант?
Штирлиц создает впечатление совершенно неподготовленного для разведки человека. Когда во время воздушного авианалета он входит в узел спецсвязи, то там, на чем только можно оставляет свои отпечатки. Как же так? Он профессионал и должен быть в перчатках, но он видимо просто забывает надеть их. Или разведчик Исаев просто не знает о существовании отпечатков пальцев?
https://zen.yandex.ru/media/nazar1074/bezdelnik-shtirlic-i-drugie-kinoliapy-17-mgnovenii-vesny-5d02010519c6dd00ad05fa3a
Journal information