«Цветовые узоры – загадка для биологов, поскольку не существует удобного модельного организма для их изучения – у мышей нет ни полос, ни пятен, – говорит Грегори Барш, соавтор исследования. – Так что узоры, которые видны у тигров, гепардов и зебр, а также их изменчивость, поставили перед нами серьезные вопросы. Каковы генетические механизмы, которые придают такой облик? Какие клеточные механизмы задействуются? Как они изменились в процессе эволюции млекопитающих?».
Барш и его команда частично ответили на этот вопрос: они выделили ген DKK4, который регулирует развитие разных рисунков шерсти у молодых особей кошачьих и, вероятно, других млекопитающих. Ключ к разгадке дало изучение эмбриона кошки: уже на этой стадии кожная ткань утолщалась в месте будущего потемнения, и оставалась более тонкой там, где будет светлая шерсть. Это наступает задолго до того, как сформируются волосяные фолликулы.
Узнав это, авторы работы изучили клетки кожи этих областей, и провели их генетический анализ. Выяснилось, что ген DKK4 особенно ярко проявлялся в районе утолщения, а слабо – в тонкой коже. Без этого гена темные области не исчезнут полностью, но станут меньше и будут сгруппированы более плотно.
Так выглядят, например, Абиссинские кошки, у которых DKK4 поврежден, и их шерсть будто бы равномерно «закрашены» мелкими темными точками.
https://www.gazeta.ru/science/news/2021/09/08/n_16502390.shtml
Journal information